Воскресенье, 19.05.2024, 14:16
Приветствую Вас Гость
RSS
Мой сайт
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Сентябрь » 21 » Страниц
02:20
 

Страниц

Лики адыгского прошлого: только ли воины?

«И дики тех ущелий племена, им бог — свобода, их закон — война, они растут среди разбоев тайных, жестоких дел и дел необычайных…» В поэме, ставшей вершиной поэтического вдохновения, русский гений рисует образ рыцарской Черкесии в эпоху Кавказской войны. Интеллектуальная элита России не могла не обратить внимание на военную культуру народа, на протяжении десятков лет сдерживавшего натиск империи. Черкесы, выезжавшие на битву в изысканных доспехах — внешне едва отличимых от тех, в которые облачались английские и французские рыцари XII—XIII вв., и которые юные русские аристократы наблюдали в иллюстрациях к «Айвенго»1, страшили и восхищали. Русские поэты воспевали нравы черкесского рыцарства, русские генералы по достоинству оценили уровень военной культуры Черкесии.



© Adygi.ru
"Цивилизация Кабарда", Самир Хотко

Периодизация адыгской истории

Черкесы — автохтонный этнос Северо-Западного Кавказа. Самоназвание черкесов — адыгэ. Термин «черкес» утверждается во всех видах источников, начиная с середины XIII в., постепенно вытесняя из употребления древнее наименование адыгов — зихи, а страны — Зихия. До 1864 г., когда страна адыгов — Черкесия — прекратила свое существование, насчитывалось пятнадцать адыгских субэтнических групп: кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, махошевцы, егерухаевцы, мамхеги, абадзехи, шапсуги, натухаевцы, адамиевцы, жанеевцы, хакучи, хатукаевцы, шегаки, бжедуги. К адыгам с полным на то основанием следует отнести и убыхов, которые были полностью интегрированы в этнокультурное и социально-политическое пространство Черкесии. Убыхи были двуязычны (использовали убыхский и адыгский языки), при этом зачастую лучше владели адыгским, нежели убыхским. На протяжении первой половины XIX в. убыхи стремительно забывали свой родной язык и переходили исключительно на адыгский1. Они сами считали себя адыгами, а вся знать однозначно воспринимала себя как аристократию адыгского общества2. Более того, убыхские лидеры возглавляли общеадыгские политические союзы, а общеадыгские съезды очень часто проходили именно в Убыхии. Внешнее название – черкес – полностью во всех видах источников распространилось на убыхов, и многие наблюдатели уже не задумывались на тему отличия убыхов от адыгов.



© Adygi.ru
"Цивилизация Кабарда", Самир Хотко

Город Сочи занимает территорию площадью 3,5 тыс.кв. км и простирается вдоль восточного берега Чёрного моря от пос. Магри до р. Псоу на 145 км. С давних пор и до окончания Кавказской войны, официально завершившейся 21 мая 1864 г. (по старому стилю) этот отрезок побережья от берега моря до перевалов Большого Кавказского хребта населяли народы адыго-абхазской этнической группы: шапсуги, убыхи и абазины-садзы. В результате колониальной войны они были выселены отсюда безо всяких условий. Подавляющее большинство ушло в Османскую империю, те же, кто решил остаться на Кавказе, были поселены на левобережье Кубани, в местах, указанных царской военной администрацией. До 100 семей садзов перевальными путями мигрировали на северные склоны гор. В настоящее время их потомки живут в Республике Карачаево-Черкесия. В 1880-х гг. в Кубанской области числилось 13 убыхских семей (80 чел.) Единицы шапсугов и убыхов удержались на родине, уйдя высоко в горы. Согласно Первой Всеобщей переписи Российской империи (1897г.), на территории от Новороссийска до р. Бзыбь проживало 1938 чел. коренного происхождения. Так была закрыта одна страница истории побережья, к сожалению трагическая, и начался её новый отсчёт…



©Тамара ПОЛОВИНКИНА
ст. научный сотрудник
Лазаревского этнографического отдела
Музея истории города-курорта Сочи.

Кабарда и Россия во взаимоотношениях с Калмыцким ханством

(Из книги К.Ф.Дзамихова "Адыги (черкесы) в политике России на Кавказе (1550-е - начало 1770-х гг." )
Продвижение Русского государства по Волжскому пути привело к возникновению разносторонних связей с ногайцами, где доминирующими для России, как мы отмечали выше, были политические. Вступив в вассальные отношения с Россией к середине 50-х гг. XVI в., Орда затем раскололась, и часть ее попала под влияние Крымского ханства и Турции. Это подталкивало Россию к укреплению своего влияния на Большую Ногайскую Орду, однако внутри Большой Орды шла ожесточенная междоусобная борьба феодалов, ослаблявшая ногайцев.



© Адыги.RU
К.Ф. Дзамихов

Русско-Черкесская война. Две смерти адыгов

Война. Война – трагедия народа, последствия которой ужасают. Мужчины гибли поколениями в соответствии со своими представлениями о достойной смерти; старики, женщины и дети беспощадно истреблялись. И из каждых десяти адыгов в живых остался один. Впоследствии оставшиеся в живых будут завидовать мертвым - подавляющему большинству из них предстояло пережить стыд изгнания, увидеть мученические смерти во время переселения и унизительное пребывание на чужбине..



© Адыги.RU
Аслан Ципинов

Письменные источники эпохи средних веков содержат мало сведений по географии побережья Черного моря от Абхазии до Тамани. В основном в этом отношении мы можем опираться лишь на материалы византийских авторов. Однако византийские историки в целом приводят недостаточное количество конкретной информации о побережье, которое в то время находилось под контролем зихского племенного союза1. Особенно скудны данные византийских текстов для периода XIII-XV веков, когда империя переживает глубокий упадок2.



© Адыги.RU

В первой половине XVIII века на своем крайне неспокойном в то время Юге Россия опиралась на три реальные военные силы: казаков, калмыков и большую часть кабардинцев, которые нередко совместными действиями предотвращали попытки Турции и ее многочисленных вассалов распространить свое влияние на эту территорию.
Калмыцкий хан Дондук-Омбо, внук знаменитого Аюки, был одним из тех, на кого русское правительство делало особую ставку в борьбе против извечного врага. Будучи еще правителем лишь одного своего улуса Бага-Цохур, Дондук-Омбо женился на кабардинской княжне Джан из рода Атажукиных, именуемой в русских документах «ханшей Джанет».При жизни мужа она пользовалась довольно большими правами и влиянием. И это не удивительно, поскольку Дондук-Омбо, став сначала наместником, а затем и ханом Калмыкии, никогда не церемонился с недовольными тайшами и зайсангами и жестоко расправлялся с ними за малейшую провинность. Его авторитет распространялся и за пределы калмыцких кочевий. Так, например, Дондук-Омбо смело вмешивался в кабардинские междоусобицы и не раз предотвращал столкновения между своим шурином Магометом Кургокиным и другим влиятельным в Кабарде князем Асланбеком Кайтукиным...



© Адыги.RU

Малеч, бездетная жена Жагиши, на старости лет ночью родила девочку, которой дали имя Малечипх, что означает: Дочь Малеч.
В ту же ночь в семье нарта Унаджа, жившего по соседству, родился мальчик. Его назвали Унаджоко.
По нартским обычаям, мальчик и девочка, родившиеся в одну ночь, должны были стать мужем и женой, когда наступит их совершеннолетие. Поэтому на углах колыбелек, в которых лежали маленькие Малечипх и Унаджоко, нарты вырезали знак обручения.



© Адыги.RU

Куйцук жил в бедности вместе с двумя старшими братьями-пастухами. Старший брат, прихватив с собой своего единственного козла, отправился искать счастья. По пути встретился ему иныж, пахавший на двух черных быках.
— Доброго урожая, иныж! — сказал пастух.
— Доброго здоровья, малыш! — ответил одногла зый великан.
— Не найдется ли работы? — спросил пастух.
— Работа найдется. Только уговор такой: будешь работать, пока кукушка кукует. Если все, что я велю, ис полнишь не сердясь,—дам тебе в уплату быка. Если рас сердишься,—вырежу три ремня из твоей спины и отпущу ни с чем. А если я рассержусь, — тоже дам тебе быка.



© Адыги.RU

За рекой, у опушки леса поселились иныжи-разбойники. Вскоре пешеходные тропы вокруг разбойничьего жилья поросли бурьяном. Совершая набеги на селенье нартов, злобные иныжи уводили в рабство людей и угоняли скот.
Нарты знали, что иныжи хоть и не очень умны, зато так сильны, что ударом ладони сплющивают в лепешку всадника вместе с его конем.
Когда вовсе не стало житья от разбойников, конный отряд нартов вступил с ними в неравную борьбу. Но в скором времени конь предводителя прискакал обратно без своего седока. Его хозяин, чуть живой, ползком добрался до нартского селения. Одежда на нем повисла клочьями. Кроме него, не вернулся ни один всадник.



© Адыги.RU

В давние времена в нартском селении жил старик со сварливой старухой. Соседи — и те, бывало, заслышав ее скрипучий голос, сразу приумолкнут, съежатся и притаятся по углам. Мужа своего она держала в страхе. Не только перечить, — слова вымолвить при ней не решался несчастный старик. То и дело получал он колотушки, часто доводилось ему ночевать под открытым небом и ложиться спать без ужина.
Однажды старику стало невмоготу, и решил он покинуть навсегда свою злобную старуху. Долго бродил старик по горам, по ущельям, по дремучим лесам и, наконец, набрел на глубокую яму. Она была узка по краям, а внутри широка и так темна, что дна не было видно.



© Адыги.RU

Наступил голодный год. Солнце выжгло землю дотла и она ничего не уродила. Скот падал от бескормицы.
— Конец нам пришел! — говорили старики. — Бог Амыш отвернулся от нас, Тхаголедж о нас позабыл!
Решили нарты созвать Хасу.
Несчетное множество нартов собралось на Хасу. Спорили, горячились и не знали, что предпринять. Один Куйцук молча прислушивался к спорам.



© Адыги.RU

У нартского кузнеца Дабеча было восемнадцать сыновей. Старшего звали Канж.
По нартскому обычаю, юношей, достигших совершеннолетия, прежде чем женить, отправляли в походы. Молодым нартам давали наилучшее оружие и надежных коней — снаряжали наславу.
Так и Дабеч посылал своих сыновей закаляться в сражениях, привыкать к трудам ратным.



© Адыги.RU

Как все молодые нарты, Канж и после женитьбы много времени проводил в походах, дома бывал редко. Возвращаясь из похода, он всякий раз думал: “Быть может, жена моя Нарибгея уже родила сына? Бог жизни, великий Псатха, сделай, чтоб это было так!”
Но желание Канжа не сбывалось. Годы шли, и Канж старел, оставаясь бездетным.



© Адыги.RU


Ландшафтное озеленение коттеджных поселков, разбивка газонов и клумб

Живя в доме отца, Шауей как-то услышал, что нарты устраивают состязания наездников и собираются для этого у старого Уазырмеса. Шауей стал просить отца, чтобы отпустил его на скачки. Долго не соглашался Канж. Он думал, что сыну его еще рано состязаться с лучшими наездниками, он опасался, что тот лишь осрамится перед нартами. Но Шауей просил так настойчиво, что в конце концов Канж разрешил ему поехать.



© Адыги.RU

Однажды нарты решили отправиться на охоту. Узнав об этом, Шауей подошел к старому Канжу и сказал:
— Дорогой отец! Храбрые нарты во главе с Нас реном Длиннобородым собираются на охоту. Гово рят, что нарты отважны и мужественны. Побывав с ними, и я стану храбрее, находчивее, выносливее. Хоть я и молод, но не опозорю твоего имени. Разве я рожден для того, чтобы сидеть дома и пасти кур? Нет, не для этого, отец! Отпусти меня с нартами!



© Адыги.RU

Сын Канжа, единственный сын Нарибгеи, стал прославленным нартом. Он превосходил всех витязей мужеством и отвагой, но попрежнему одевался в лохмотья и ел не слезая с коня.
Разъезжая по стране нартов, Шауей однажды встретился с Тотрешем, сыном Албеча. Тотреш был таков: кого ни встретит, непременно изобьет и ограбит.
Увидев Шауея, Тотреш был озадачен: “С оборванца нечего взять, и конь его никуда не годится, — подумал Тотреш. — Но хоть изобью мальчишку как следует и отниму у него меч”. И вместо того чтобы пожелать всаднику доброго пути, Тотреш кинулся на него с поднятыми кулаками.



© Адыги.RU

Матерый белоногий кабан бродил по земле нартов. Нарты решили его убить и съесть. Во главе со старым нартом Шужеем охотники начали погоню за кабаном. Они настигли его в зарослях речного камыша и осыпали бесчисленными стрелами. Рассвирепевший кабан круто повернул, помчался прямо на охотников, и те невольно расступились перед ним. Но тут же они кинулись за кабаном и преследовали его без передышки. На исходе ночи они выгнали кабана из долины Ибг, и еще не просохла роса, когда пригнали его к реке Шхагуаше.



© Адыги.RU

Шауей всегда говорил нартским всадникам:
— Даже едучи в одиночку, не страшитесь встре титься с врагами, пусть их будет много. Но встретив одинокого всадника, не мешайте ему следовать своим путем, не нападайте на него!
Однажды Шауей во главе большого отряда, отправился в поход. Долго ехали нарты по берегам рек, по горным хребтам, по широким долинам и на скрещении дорог повстречали одинокого всадника. Шауей приветствовал его, как подобает в пути, и, не спросив ни о чем, поскакал дальше.



© Адыги.RU

Шауей, одинокий и усталый, держал путь в нартские земли, по которым давно уже стосковался.
Без путей-дорог, по безлюдным горам и долинам, он возвращался домой, и не шла у него из ума красавица Шхацфица, которая в образе мужчины так долго была его гостем и соратником и так внезапно исчезла.
Проезжая мимо небольшого селения, Шауей встретил пастухов и спросил их:



© Адыги.RU

У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: “Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь”. Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро одевал новую обувь. Но получилась странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь.



© Адыги.RU

... Время для похода было выбрано им самое неудобное. Войска стали собираться в январе 1790 года, когда глубокие снега лежали на равнинах и не было нигде подножного корма. Морозы стояли сильные, а потому Бибиков распорядился со всех казачьих станиц и крестьянских селений собрать реквизиционным способом все шубы и полушубки, какие только имелись, чтобы снабдить ими свою пехоту, не имевшую теплой одежды. Все это было собрано и и перевезено в Прочно-окопский редут, где в начале февраля месяца сосредоточено было наконец 14 баталионов пехоты, шесть эскадронов кавалерии, две пешии батареи и десять сотен донских и уральских казаков. К ним вскоре присоединились еще две сотни волжских и две сотни хоперских казаков, каждая при трех обер-офицерах. Кубань перешли по льду, но лед уже был некрепок, и в воздухе чуялась близость весны, вместе с которою должны были начаться для отряда неминуемые бедствия.



© Адыги.RU

1. Айтеч 15. Дадух 28. Каншау 41. Олагай 2. Адкес 16. Долет 29. Каральби 42. Орземес 3. Аледжук 17. Дымук 30. Кубати 43. Сальбий
4. Амзан 18. Джанхот 31. Касей 44. Сахид 5. Анчок 19. Залим 32. Тлепш 45. Сафарбий



© Адыги.RU

У 1230-х рр. половецькі хани почали приймати християнство. Свояк путивльського князя Володимира Ігоревича — хан Юрій Кончакович був одним з сильніших половецьких ханів. Після битви на р.Калці частина половців уникнула ординського завоювання. Значна частина правобережних половців емігрувала в Угорщину. Лівобережні половці стали на службу до сіверських князів. Рештки половецької знаті могли асимілюватися, але зберегти родові назви. Князі ПОЛОВЦІ-РОЖИНОВСЬКІ могли бути їх нащадками. Правда, Ю.Вольф вважав князів Рожиновських за самозванців, які собі цей титул приписали (2112, s.676-678). Однак Роман Половець, дідич» Сквирського відділу», який вважався нащадком Тугорхана, жив у середині або на початку XIV ст., що дозволяє з певною довірою відноситися до їх княжого титулу. Його нащадок Юрій Івантич Половець зі Сквири згаданий у 1390 р. Діяльність його сина Михайла Юрійовича зі Сквири Половця-Рожиновського відбита в документах 1440-1454 рр. Син Михайла Юрійовича одружився з сестрою Івашка Немирича. їх син Яцько Половець-Рожиновський згаданий під 1516 чи 1536 р. з князівським титулом. Чи дрібні прикордонні землевласники просто ризикнули собі приписати князівський титул, який спокійно потім носили? Питання залишається відкритим. Яцько мав двох синів: Дем'яна (згад. у 1516 чи 1536 р.) і Теминка († до 1568 ?), та дочку Овдотю (згад. у 1516 чи 1536р.). Чиїм сином був князь Семен Рожновський, згаданий бл. 1573 р., неясно (скоріше Теминка). З наступного покоління відомі Юрій († 1611 р.), одружений з Анною Берестовською, Семен († після 1605 р.) та Ян († після 1597 р.). Юрій мав трьох дочок, згаданих у 1616 р.: Оксиня вийшла за Василя Некрашевича; Маруша — за Яна Марцинковського; Катерина — за Михайла Хмару-Миловшського. Можливо, що останнім з родини був запорозький старшина Роман Рожновський, один з козацьких послів у 1638р. (1700, с.96, 98, 149, 328).



© Адыги.RU

Пять Черкесских князей в Польше

Пять князей приехали в Польшу с Северо-Кавказских земель, находящихся между реками Терек и Кубань. То место называлось Пятигорье (пять гор по-русски). (На черкесском оно называлось - Bgiytxw, дословно: пять гор. На татарском - Бештау, из-за горы Бештау, у которой пять вершин.- М. К.). Земли, отходящие от этой горы на запад и восток, назывались Кабарда.



© Адыги.RU

1. Правый фланг Кавказской армии был расположен от полуострова Тамани до Дарьяльского ущелья, фронтом против Северной Абазии.

Пехота
15-я дивизия ....................... 16 батальонов, 16 ООО человек
20-я —«— ....................... 16 —«— 16 000 —«—
3 бригады черноморской пехоты ... 18 —«— 18 000 —«—
Грузинская регулярная линейная пехота ............................. 4 батальона, 4 000 —«—
Стрелки ........................... 4 —«— 4 000 —«—
Пехота черноморских казаков .... 9 батальонов, 9 000 —«—
Пешая милиция ................... 16 000 —«—
ВСЕГО ____67 батальонов, 83 000 человек



© Адыги.RU
Т. Лапинский

КАЗАКИ и ЧЕРКАСЫ

Вначале казаки были сформированы как военизированные отрады в Золотой Орде из кипчацко-славянских метисов "бродников"-христиан (пребывавших ранее в клиентских отношениях с половцами) для охраны одного из главных портов Золотой Орды г. Азак (Тана, ныне - Азов), доходы из которого шли на содержание личной гвардии великого хана "кешик/кешиг", состоящей из христиан-несториан и составляющих четыре-"дурбан" племени.
В 1395 г., когда город Азак был взят Тимуром, все пленные христиане были отпущены (в отличие от пленных-мусульман) и именно этим годом датируется в грамоте на территории Великого Литовского княжества впервые упоминание слова "казак"-"освобожденный, свободный человек". Часть "казаков" перешла на службу Литве, часть - в итальянские колонии в Крыму.



© Адыги.RU

И. Попко, Терские казаки с стародавних времен: - «С одеждой и снаряжением они усвоили военное воспитание адыгов, их игры и скачки, боевую гимнастику, выправку и все приемы и тур-де-форсы блестящего адыгского наездничества. В свою очередь они послужили примером и образцом для других появлявшихся на кавказской линии казаков...
Черкесская одежда и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь представляют предмет военного щегольства для урядника и офицера».



© Адыги.RU

В. А. Потто, Кавказская война: - «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их вообще на Северный Кавказ было огромно и выражалось ясно в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Ингуши, осетины, чеченцы отправляли своих детей в Кабарду учиться приличиям и этикету, и фраза: «Он одет», или «Он ездит, как кабардинец», – звучала величайшей похвалой в устах соседнего горца. Благородный тип кабардинца, изящество его манер, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному типу можно узнать кабардинца (...)
Шествие Джембулата по русским пределам сопровождалось даже некоторой торжественностью. Двухтысячная партия представляла незаурядное явление: почти половина ее состояла из представителей знатнейших закубанских фамилий, рыцарские доспехи которых — дорогие шлемы, кольчуги и налокотники — горели и сверкали пол лучами июньского солнца...
Поход Джембулата в русскую землю замечателен в том отношении, что он двигался с сильным конным отрядом по большим открытым дорогам с ночлегами, привалами и даже дневкой, среди угодий одного из наших укреплений».



© Адыги.RU

Джеймс Камерон (1839 г): - «Этот турнир проводится ежегодно, и те, кто желают воскресить древние сцены рыцарства в Англии могут с пользой для себя посетить грузинскую столицу и взять несколько уроков в очень опасном, но благородном искусстве копейного боя и турнира. Турнир был великолепен, сверх всяких похвал, и включал, среди прочих поединков, блистательную дуэль между двенадцатью татарскими ханами и беками в позолоченных пластинчатых доспехах на черных конях, с одной стороны, и равным числом черкесских князей и предводителей в ослепительных изысканных кольчугах на белых боевых конях, с другой стороны. После жестокой схватки победу провозгласили для последних — шестеро из их числа до конца удержались в своих седлах, в то время как все татары до последнего человека были сбиты с коней и повержены, несколько из них, а также два или три черкеса были сильно ранены в ходе поединка».



© Адыги.RU

Эмиддио Дортелли де Асколи, Описание Черного моря и Татарии (1634 г): - «Татары воздерживаются ходить в Черкесию, потому что там очень воинственный народ. Хан отправляется туда лишь в том случае, когда какой-нибудь знатный черкес позовет его на помощь, дабы мстить врагу своему, другому могучему князю. Черкесы гордятся благородством крови, а турки оказывают им великое уважение, называя их черкес спага, что означает «благородный, конный воин». Действительно, черкесская знать, даже когда ради забавы посещает близких соседей, появляется всегда верхом, в кольчугах и шлемах с украшениями в виде розеток из золоченного серебра. Их кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе».



© Адыги.RU

Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989: - «Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Они были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюма получил столь широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье … и казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следят за всеми изменениями черкесской моды».



© Адыги.RU

А. Л. Зиссерман, Двадцать пять лет на Кавказе, 1842—1867: - « Кабардинцы были в некотором роде кавказскими французами; оттуда распространялась мода на платье, на вооружение, на седловку, на манеру джигитовки».



© Адыги.RU

Кавказ и Польша в XVII в

"Сильно было также в XVII веке влияние кавказской моды на польскую; это бросалось в глаза иностранцам. Западноевропейские путешественники, которые в XVII веке, а особенно во второй его половине, бывали в Стамбуле, отмечали в своих описаниях, что одежда польских послов ничем не отличалась от грузинской или черкесской. Польский король Ян Собесский одевался обычно в кавказскую одежду. О том, какой была мода в краю черкесов или Грузии, он узнавал от специальных посланцев. Седла и конная упряжь тоже изготавливались по черкесской или грузинской моде (...)
[В XVII в на польской военной службе находилось, Z] много черкесов и других горцев Кавказа, которых обычно тоже называли черкесами, пятигорцами, людьми с Бештау [все это синонимы кабардинцев - восточных адыгов (черкесов), Z] и т. д. Иногда даже целые черкесские отряды нанимались на польскую службу. Их заслуги были велики в борьбе с турками и татарами, и особенно с шведами. О влиянии черкесского военного искусства на польское может говорить то, например, что в литовском войске XVII в были многочисленны так называемые части пятигорской кавалерии. Имелись также вооруженные, а частично и одетые на черкесский манер отряды, в которых служили главным образом поляки, белорусы, украинцы и литвины."



© Адыги.RU
Польский историк Б. Барановский, "Кавказ и Польша в XVII в // Россия, Польша и Причерноморье в XV-XVIII вв", М.: Наука, 1979 г:

Реклама: аксессуары для рыбалки Зевник 18см 35руб

Эдмунда Спенсера (1836 г): - "Мать моего юного спутника, возрастом, вероятно, между сорока и пятьюдесятью годами, была роскошно одета в голубую шелковую одежду, открытую спереди, охваченную серебряными застежками и поясом, украшенным серебром… ее лицо, однако, сохранило черты великой красоты.
Наряд ее дочерей был даже более прекрасным…
Дав сигнал, юный Князь, согласно обычаю, покинул комнату, когда одна из его жен вошла, княгиня Демиргойского [Чемгуйского - дама значит из Дома Болотокуэ – ветви Иналидов] племени, одна из красивейших женщин, которых я когда-либо видел. Ей, вероятно, около восемнадцати: с очень правильными греческими чертами лица; глаза, большие и темные; цвет лица ровнокоричневый; руки и ноги изящно малы и вся ее фигура восхитительно создана. Она была одета в похожем стиле, как и старшая княгиня… ее прекрасные темные волосы спускались в косах на ее плечи…
Короче, красота черт и симметрия фигуры, которыми отмечен этот народ – не фантазия (некоторые из прекраснейших статуй древности не являют в их пропорциях большего совершенства); но это степень своеобразного воодушевления в глазах, столь обычно заметная, приковывает внимание более всего: когда проявляется в мужчинах, это придает большую жестокость выражений лица; когда мы видим поднимающегося на пышущего коня воина, вооруженного и экипированного для битвы… изгибающегося, поворачивающегося и останавливающегося на полном галопе с непревзойденной ловкостью и грацией движений – он являет идею Гомеровского Гектора.
Цвет лица обоих полов является гораздо более румяным и свежим, чем можно ожидать на такой широте – у женщин более нежный… однако путешественник, который сможет прочитать мой отчет и ожидает найти все население таким, как я его описал, будет полностью разочарован, он найдет себя, прибыв в Черкесию, окруженным племенами Ногайских Татар, Калмыков, Тюрков и даже Лезгов [Дагестанцев] . Последние, тем не менее, прекрасная воинственная порода, близкая по внешнему облику к черкесам, но более жестокая по характеру и менее изысканная в манерах… однако, так как Черкесские мужчины никогда не роднятся с какими-либо другими народами, кроме как с собственными, они сохраняют их род незагрязненным…
Мое первое впечатление в Пицунде, когда я увидел Кавказцев вместе, было таково - они определенно Греческого происхождения. Это, тем не менее, я нашел, не совпадает с общим физическим обликом народа; когда я проник в глубь страны, там с маленьким орлиным носом были более соразмерны прекрасные изогнутые брови, чем у любого другого народа. Это замечание особенно относится к властному племени, называемому Натухайцы, или, как они сами себя называют по-русски Натухайши [Натхокуаджи – Черкесы жившие в районе Новороссийска], отмеченные как самая смелая, красивая и чистая раса среди Черкесов и которая, однако, хранит традицию, что их предки пришли из-за моря. Если бы не тот факт, что мы сейчас пускаемся в область легенд, мы могли бы почти предположить, что они потомки Троянцев… "



© Адыги.RU

Hommaire de Hell (Франция, 1868 г.): - "Храбрость, ум, замечательная красота: природа им дала все, и чем я в особенности восхищалась в их характере - это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы"



© Адыги.RU

Иван Федорович Бларамберг (Россия,?):: - "Женщины у них самые красивые на всем Кавказе и всегда пользовались такой репутацией. У них черные глаза, они шатенки, у них греческий нос и маленький рот. У кабардинских женщин кожа на лице белая с легким налетом кармина. Если к этому добавить стройную и гибкую фигуру и маленькие ножки, можно получить представление об образчике черкесской красоты... Необыкновенным является общераспространенное мнение, что черкешенки населяют главным образом гаремы турок, так как черкесы очень редко продают туркам представителей своей нации, разве что это будут украденные рабы... У черкесов женщины не находятся в таком заточении как у других азиатских народов... Что касается черкесских женщин, они, как правило, не лишены ума, у них живое воображение, они способны на большие чувства, тщеславны и гордятся славой своих мужей, добытой в боях. У них мягкие нравы, они любят наряжаться, но весьма ревниво относятся к тому что говорят на их счет, и любят поболтать, когда собираются вместе... Черкесские женщины не только пользуются репутацией изумительно красивых и образцово преданных; они пользуются также важной привилегией, которая вытекает из морального кодекса этого народа; мы хотим сказать об уважении и даже почитании, которое черкесы испытывают по отношению к праву защиты и посредничества, принадлежащему женщинам... Вместе с тем, между лицами одинакового положения считается постыдным отдавать себя под защиту прекрасного пола.".



© Адыги.RU

Петр Симон Паллас (Россия): - "Черкешенки известны своей красотой по всему свету, имеют продолговатую голову, правильные и выразительные черты лица, красиво прорезанные, огневые, большей частью черные глаза, которые считают они самым сильным своим оружием, длинные ресницы и немного желто-бурый цвет лица...Нигде нельзя видеть таких стройных и тонких женских фигур... Они отличаются умом, живым воображением, восприимчивы к сильным страстям, любовью к славе и особенно гордятся военной известностью своих мужей... Посредством смешения с красивой черкесской нацией провидение, может быть, хотело омолодить выродившиеся племена."



© Адыги.RU

С. М. Броневский (Россия, 1823 г.): - "В женском поле черкешенки имеют везде бесспорную славу красоты". "Черкесы больше нежели среднего росту, бодры, стройны, в одежде опрятны, толстоту почитают за порок и за следствие невоздержанной жизни. Глаза имеют быстрые и проницательные, волосы темно-русые, физиономию остроумную... Красота женского пола, издревле прославляемая, заслуживает приписываемых ей похвал в полной мере".



© Адыги.RU

Карл Пейсонель (Франция): - "Женщины этой страны самые красивые и обаятельные, может быть, во всем мире; прелесть их внешнего облика и естественная грация очаровывают. Черкесские женщины являются единственными, которые разделяют ложе турецкого султана и татарских князей..."



© Адыги.RU


Блочно-модульные котельные установки

Джон Кук (Великобритания): - "Прежде чем оставить Черкессию, я должен отметить, что они действительно хорошо сложенный, красивый народ. Их женщины все очень красивы и мало среди них, если таковые вообще имеются, носят следы оспы."



© Адыги.RU

Петр Генри Брус (Великобритания): - "Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами... придают им очень красивый вид... Все это вместе взятое с их красивыми всегда открытыми лицами... их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делают их очень желанными; несмотря на все это они слывут очень целомудренными, хотя редко когда не имеют благоприятного случая..."



© Адыги.RU

Абри де ла Мотрэ (Франция, 1711 г.): - "Глаза их такого же разреза, и блестящие, как звезды на небе в ту пору, когда ясно и сильно морозит. Их стан не стеснен корсетами, как у наших женщин-христианок, но он свободен и изящен, как у прекрасных статуй Венеры, оставленных нам древними, или некоторых других красавиц, существовавших в действительности."



© Адыги.RU

заправка картриджей является нецелесообразной
Торговое оборудование для магазина

Энгельберт Кемпфер (Россия?, ?): - "Женщины приятны лицом, имеют белую кожу и румяные щеки, черные, как смоль, волосы... и сохраняют свою красоту до 50-летнего возраста... Они общительны, приветливы и чистоплотны".



© Адыги.RU

Ламинат 32 класс дншнво купить

Ян Стрейс (Голландия, 60е гг?): - "У женщин, чему весьма удивляешься, белоснежная кожа и красивые, как бы накрашенные щеки, приветливые, красивые и милые лица, так что в них можно влюбиться. Они большей частью хорошо сложены. Их брови и волосы черные как уголь... Они ходят с непокрытыми лицами... Содержат себя в чистоте и порядке... Я видел много женщин, но нигде не видел таких приветливых, любезных и услужливых в отношении чужеземцев, как здесь. Некоторые из наших принялись играть и шутить с ними, а иногда и вступать с ними в более близкие отношения, что они охотно допускали, смеясь; но тот, кто хотел добиться большего, должен был отступить... "



© Адыги.RU

порошковые краски антик - эффект старины
Просмотров: 4681 | Добавил: fidthey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz