Административное деление
После серьезных политических и системных изменений в Польше, которые произошли после 1990 г., изменение административно-территориального деления страны диктовалось не только необходимостью проведения более эффективной территориальной экономической политики, но и международными причинами. Интеграция на уровне регионов в рамках Европейского союза делала необходимым приведение административно-территориальной системы страны в соответствие с общеевропейскими стандартами, то есть создание основных административных единиц более крупных размеров.
В ходе острых дискуссий были предложены 3 варианта деления страны — на 12, 17 и 25 воеводств, с восстановлением промежуточного звена «повятов» (около 300 единиц). Окончательное решение было принято в 1998 г. Был выбран средний вариант нового деления страны на 16 воеводств.
Новая система деления по сравнению с предыдущими лучше сбалансирована: в ней меньше резких различий в размере и численности населения новых единиц. Отношение между площадями самых маленьких и самых больших воеводств составляет 1:3,5, а по численности населения 1:5.
Законом от 24 июля 1998 года введена трехуровневая система правления.
С 1 января 1999 года страна поделена на 16 воеводств.
Конечным результатом этой реформы стало создание трехуровневой административно-территориальной системы, состоящей из :
- 16 воеводств;
- 308 земских повятов и 65 городских (города на правах повятов);
- 2489 гмин.
Кроме того, существует 870 поселений, которые имеют статус города. В сельской местности, входящей в состав гмин, существует 56 803 села и деревни (в том числе 39 743 хутора). Сеть поселений Польши с функционально-урбанистической точки зрения и сейчас обладает значительными различиями в иерархии. Именно поэтому проблема административно-территориального деления Польши имеет большое значение в жизни польского общества.
Гмина – основная единица территориального деления
страны.
Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих
выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и
осуществляющее исполнительную власть в гмине. В сельских гминах председателем
правления является войт, в менее крупных городах – бургомистр, а в крупных городах
– президент. Конституция гарантирует гмине самостоятельность в решении местных дел.
В ведении
гмин находятся:
- начальные школы;
- детские сады;
- библиотеки;
- дома культуры;
- водопровод;
- местный транспорт;
- охрана среды на своей территории;
- гминные дороги;
- водоснабжение;
- устранение твердых отходов и отвод сточных вод;
- управление рынками;
- здравоохранение.
Повят – единица территориального деления второй ступени; в его состав входят несколько или более десяти гмин. Руководство повята составляют: совет повята, избираемый в порядке выборов самоуправления, а также правление повята, во главе которого стоит староста.
Повят занимается теми делами, с которыми гмины не могут справиться самостоятельно. Повят решает общие вопросы для входящих в него гмин, касающиеся, например, больниц, а также школ выше начальной ступени.
В ведении повятов находятся:
- орана общественного порядка и безопасности;
- противопаводковая и противопожарная охрана;
- борьба со стихийными бедствиями и их последствиями;
- содержание общих больниц;
- социальная помощь;
- противодействие безработице;
- строительство и содержание повятовых дорог;
- защита прав потребителей;
- выдача иностранных паспортов и вопросы, связанные с переменой гражданства (в качестве
- порученных задач, которые до сих пор относились к компетенциям воевод).
Воеводство – самая крупная единица территориального деления страны. Руководящими органами воеводства являются: сеймик воеводства, избираемый в порядке выборов
самоуправления, а также правление воеводства. Во главе сеймика и правления стоит маршал воеводства. Представителем государственной власти в воеводстве является воевода, который стоит на страже общенародных интересов. Воеводство занимается вопросами, относящимися к развитию региона. Оно разрабатывает, а также внедряет стратегию и создает условия экономического развития региона.
В рамках регионального сотрудничества воеводство может поддерживать связи с общественностью других стран, участвует в деятельности европейских институтов. Однако, его сотрудничество с заграницей не должно выходить за рамки внешней политики государства.
Воеводство выполняет три основные задачи:
- обеспечение равномерного экономического развития воеводства;
- публичные услуги на высшем уровне – высшие школы, специализированная служба здравоохранения, культурные учреждения;
- преодоление конкуренции зарубежных регионов в области привлечения инвестиций.
Административное деление Польши на воеводства
(наведи указатель на воеводство для перехода к информации о нем)
Административное деление Польши, статистика 1998 г.
Воеводство
Центр
Площадь,
тыс. км2
Численность населения,
тыс. чел.
Плотность населения,
чел/км2
Ольштын
24,2
1 460,4
60
Познань
29,8
3 346,0
112
Щецин
22,9
1 729,8
76
Быдгощ
18,0
2 098,1
117
Лодзь
18,2
2 672,8
147
Люблин
25,1
2 242,0
89
Гожув-Велькопольски
14,0
1 020,3
73
Варшава
35,6
5 065,0
142
Краков
15,1
3 206,6
212
Вроцлав
19,9
2 985,4
150
Ополе
9,4
1 091,1
116
Жешув
17,9
2 117,3
118
Белосток
20,2
1 223,9
61
Гданьск
18,3
2 179,1
119
Кельце
11,7
1 327,9
114
Катовице
12,3
4 894,2
398