Воскресенье, 19.05.2024, 13:01
Приветствую Вас Гость
RSS
Мой сайт
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Апрель » 23 » Хотите как в Польше?!
12:46
 

Хотите как в Польше?!

Хотите как в Польше?!

Опубликовано 24.05.2013 Количество просмотров: 474

poland

Как известно, в принятой в ноябре прошлого года Концепции развития местного самоуправления в РК польский опыт взят за основу. В начале мая мне посчастливилось участвовать в ознакомительной поездке по Польше, организованной посольством Польши в РК для казахстанских журналистов именно для изучения польского опыта местного самоуправления.

Юрий ЦАЙ (Окончание. Начало в №18, 17 мая 2013 г.)

По пути из Торуня в Варшаву мы наблюдали за польской пасторалью из окна микроавтобуса: аккуратные, разноцветные домики, подстриженные участки, поля — временами желтые от рапса, но в основном зеленые от кормовых, ухоженные — и
леса-леса-леса — проносились мимо нас (вернее, мы проносились мимо них). По дороге наш гидпереводчик пани Кристина
начала рассказ о знакомой женщине, которая в тяжелые годы начала 1990-х, потеряв в городе работу, решила переехать с семьей в родное село мужа, где долго привыкала к деревенской жизни. Потом сдружилась с соседками и, в отместку мужьям, которые по средам только и пялились в футбол по телевизору, решила с ними организовать в пустовавшем клубе женский кружок. Пришли к вуйту гмины, так и так, мол, хотим оживить клуб. Вуйт ключи от клуба отдал, однако строго предупредил, что топить помещение нечем. Ну, женщины в общем решили — значит, сделали: призвали всех баб села, помыли, отдраили клуб и занялись, кто чем — кто рукоделием, кто вязанием, а кто-то — пением.

Потом начали ставить спектакли и даже оторвали от телевизоров своих мужей по средам, организовав спектакль, в котором были задействованы только мужчины — для чего специально из столицы пригласили профессионального
режиссера. А заодно, продолжала рассказывать пани Кристина, знакомая начала работать по программе «Агротуризм»,
слушайте, настолько успешно, что обеспечила двум своим сыновьям зарубежное обучение. А суть агротуризма в том, что на лето к ним приезжали горожане, так сказать, пробежаться босиком по росе: они радуются, ухаживая за животинкой, с удовольствием копаются в огороде, при этом еще оплачивают свое проживание и стол, — выгода обоюдная!

Пока пани Кристина подробно рассказывала о судьбе своей знакомой, мы и не заметили, как прибыли в пункт назначения: знакомьтесь, гмина Скемпе, представляющая собой маленький городок с прилегающими 17 окрестными селами.

СКЕМПЕ — ОТ СЛОВА «СКУПОЙ»
В административном здании гмины нас явно заждались, но каково было наше удивление, когда в актовом зале мы обнаружили актив городка практически в полном составе: бурмистр пан Анджей Катыньски, очень похожий на киногероя советских лет, представил нам своего заместителя Ежи Ковальски и других — секретаря, казначея, председателей комиссий по отраслям. В первые минуты нам показалось, что мы попали на годовое отчетное собрание: сначала пан бурмистр рассказал о том, что сделано за прошлый год, а казначей — видная дама, похожая на пани Монику из «12 стульев» — о бюджете гмины, вернее о текущих расходах.

Доходная часть бюджета гмины в этом году составит 26,6 млн злотых, расходная - 28 млн злотых. Чтобы понять о масштабах, скажу, что мы меняли на злотые в обменниках (канторах по-польски) в соотношении 1 злотый = 50 тенге. Этот бюджет рассчитан на гмину, преимущественно сельскую, с населением в 8000 человек. Самую большую часть статьи расходов, как мы уже привыкли, составляло образование и воспитание (37,7%), вторая по величине статья расходов — социальная помощь (15,9%), на коммунальное хозяйство и охрану окружающей среды — 9,31%. На остальное — жилищное строительство, дороги, инфраструктуру — было запланировано на текущий год поменьше. Да, чуть не забыл, в бюджете также предусмотрены инвестиционные средства - 11,6%. Вот и посчитайте, что куда уходит. Такого подробного отчета, к сожалению, мы вряд ли услышали бы от руководителей наших аулов!

Далее, когда мы начали задавать вопросы, а жители Скемпе встречные, наше общение оживилось и перешло на дружеский лад. В какой-то момент мне показалось, что мы приехали к своим старымстарым знакомым и вот теперь сидим в тесном кругу за чашкой горячего чая (или кофе), на столах вкуснейшие пирожные — и мы ведем душевную беседу. Из рассказов мы
поняли, что название городка происходит от слова «скупой» — земли вокруг неплодородные, давали мало урожая, поэтому больше сажают деревьев. А что перспективно — это озера, которыми богата польская земля: руководство гмины назвало приоритетным туристическое развитие вокруг этих самых озер. Кстати, в Польше туризм развивается на местах частным
порядком, государство лишь регулирует законодательно процесс, а вся инициатива исходит опять-таки снизу: жители гмины ведь сами видят, что где лучше развивать!

…В Варшаву мы въезжали затемно. Улицу Круча, на которой находился наш отель, заполонили полицейские микроавтобусы с мигалками. Мы сначала подумали, что-то случилось, но наш водитель — пан Лукаш успокоил: чего хотите, сегодня среда, значит, футбол…

В КУРСЕ ВСЕХ ДЕЛ
В четверг маршрут наших встреч начался с посещения сейма (парламента) страны. Здесь мы имели долгую беседу с депутатом сейма паном Томашем Маковски, который несколько раз посещал Казахстан и часто общается с нашим послом в
Польше. Пан Маковски, собственно говоря, возглавляет в польском сейме Комиссию по местному самоуправлению и
региональной политике, которая работает над тем, чтобы совершенствовать законодательство по местному самоуправлению в направлении расширения прав гминов с передачей полномочий от повят. Это — первое направление деятельности, другое — региональное развитие: в Польше принята Стратегия пространственного и территориального развития до 2035 года, исходя из которой депутаты уже работают над конкретизацией видов деятельности в регионах, оптимизацией финансирования регионов за счет третьих сил (к примеру, за счет средств ЕС).

Пан депутат напомнил, что в связи со строительством магистрали «Западный Китай — Западная Европа» открываются прекрасные перспективы для более тесного торгово-экономического сотрудничества между нашими странами. И мечтой пана Маковски является создание в восточной части Польши Трансграничного экономического центра с тем, чтобы наладить более тесную связь со странами бывшего СССР, в том числе и с Казахстаном. На вопрос, в каких отраслях экономики возможны интересы казахстанского бизнеса в Польше, пан депутат отметил машиностроение, сельское хозяйство (ветеринария, кормовая промышленность), деревообрабатывающую промышленность. Он также подчеркнул перспективность сотрудничества в области образования — в частности, в обмене студентами вузов. Пан Маковски отметил, что осенью намечается проведение казахстанско-польского бизнес-форума в одном из городов Казахстана, на котором, как он надеется, состоится плодотворная встреча не столько представителей крупного, а именно малого и среднего бизнеса наших стран.

После сейма мы поехали к своим коллегам — грех было не воспользоваться случаем и не побывать в редакции знаменитой «Газеты Выборча», созданной в 1989 году для информационной поддержки независимой федерации профсоюзов
«Солидарность» в предвыборной кампании. Мы беседовали с экономическим обозревателем Лежеком Бай, узнали, что
тираж газеты ныне составляет 300 тыс. экземпляров, что в экономическом блоке издания заняты около 20 журналистов — и вообще здание редакции газеты нас впечатлило — размером со стеклянное здание бывшего редакционного корпуса напротив Зеленого базара в Алматы, занято одной «Выборчей». Однако пан Лежек рассказал и о болячках — тираж газеты, как,
впрочем, и у нас, неуклонно падает, в связи с чем издание усиливает электронную составляющую. т.е. портал.

После обеда мы были на приеме у маршала Мазовецкого (столичного) воеводства пана Адама Струзика, который сразу же сразил нас своей осведомленностью: недавно в вашего министра труда кидали яйцами! Казахстанскую действительность пан маршал и на самом деле знает непонаслышке: два раза приезжал в Казахстан для налаживания сотрудничества с Акмолинской областью. Что касается местного самоуправления, пан Струзик с ходу дал несколько дельных советов,
скорее для нас, казахстанцев: учитывая не только положительный, но и отрицательный опыт, важно на первоначальном этапе правильно сформировать административные единицы. Структуры, отметил пан маршал, работают хорошо, когда они близки людям, в то же время, если они чрезмерно мелки, может получиться обратный эффект - большая раздробленность
тоже мешает делу. Центральная власть передает власть на места, но вслед за этим неохотно передает средства, заявил пан Струзик, намекая, впрочем, на то, что в любой стране подобная картина типична.

Тогда как же быть? — первый постулат: должны быть четко определены источники доходов единицы самоуправления при их создании, для того чтобы не получилось ситуации, когда центральное правительство выделяет деньги как милостыню. (А разве большинство регионов Казахстана не живет за счет Алматы, Караганды или Атырау? — подумалось).

ПУЛАВЫ ЖДУТ КАЗАХСТАНСКИЙ БИЗНЕС
Впятницу с утра мы поехали уже к югу от Варшавы, где в нескольких часах езды от столицы расположился город Пулавы вдоль реки Вислы. В городском порту, который власти города мечтают превратить в излюбленное место для туристов, уже
завершены основные работы по созданию кемпинга «Марина Пулавы» — места сбора любителей яхт и речных прогулок: набережные облагорожены, создана база — «гаражи» собственно для яхт — своеобразные современные пирсы. Большая зона отдыха города оборудована по последнему слову техники и рассчитана на одновременное пребывание нескольких тысяч туристов — со своей смотровой площадкой, прекрасным рестораном, просторными автостоянками, прогулочными пешеходными тропинками. Как рассказала вице-президент города Ева Воджик, все началось со строительства нового моста через Вислу. Город расположен на стыке транспортных путей, и старый мост уже не выдерживал транспортного потока, поэтому строительство нового моста стало для города жизненной необходимостью. А заодно решили привести в подобающее состояние прибрежную зону. Впоследствии и родилась идея создания на месте старого порта «Марины Пулавы».

В беседе в стильном (под Средневековье) ресторане города мы узнали много подробностей из жизни города. Например, большой проблемой города является отток молодежи: 200-300 человек в год. «Это главная наша головная боль», — сказала пани Ева, видимо, прирожденный лидер, возле нее так и вились мужчины, ловя каждое ее слово. Президент же города пан Януш Гробель больше молчал, наверное, во всем полагаясь на своего заместителя. Так или иначе, отцы города рассказали, что к ним из Казахстана переехали три польские семьи, которые в первое время часто обращались в городское управление, «и мы часто у них бывали, интересовались, как устроились». Теперь, по словам пани Евы, они влились в польскую жизнь, не часто обращаются за помощью.

Побывали мы в Пулавах и на азотном заводе, в лаборатории Института минеральных удобрений профессора Эдварда Роя, который рассказывал нам в подробностях о своих научных и прикладных изысканиях, показал научно-опытную установку по получению экстрактов масличных и других культур. Сам же институт располагается на территории азотного производства и насчитывает 1400 сотрудников. «В общем, мы нуждаемся в инвестициях, — признал пан профессор и предположил: — Возможно, в Казахстане заинтересуются нашими разработками или нашей технологией получения экстрактов — очень на это надеемся!»

Ждут казахстанский бизнес и в научно-технологическом парке, построенном через лесок от азотного завода. Вице-президент города Гжегош Наконечный отметил в своем выступлении, что пулавские земли некогда были резиденциями аристократов, в новые же времена здесь расположились резиденции пяти научно-исследовательских институтов. Городские власти делают все для того, чтобы город не превратился в моногород вокруг азотного производства, и стараются усилить второй экономический центр, одним из ростков которого является данный научно-технологический центр.

Когда слово взяла директор парка Халина Монучка, мне показалось, что все встрепенулись от летаргического сна — настолько страстно прозвучал ее призыв к казахстанским инвесторам приехать к ним, аргументируя тем, что в парке созданы все условия для бизнеса — и технологический центр, и центр предпринимательства, и и технологический инкубатор! Потом пани Халина долго рассказывала о преимуществах ведения бизнеса именно в Люблинском воеводстве, в котором находится город Пулавы, — на минутку померещилось, что нахожусь я в университетской аудитории и передо мной в высшей степени оратор, способный увлечь тебя не только собственно агитацией в пользу этого научно-технического
парка — по всему было видно, что пани директор поднаторела на своем поприще…

…Подытоживая, отмечу, что польская система местного самоуправления произвела лично на меня впечатление. Еще в советское время, когда я работал в районной газете, у меня возникали крамольные мысли: почему, к примеру, второй секретарь райкома может приехать в мой родной колхоз и ничтоже сумняшеся снять или помиловать главного агронома
или даже самого председателя, хотя не знает всех нюансов местной жизни. И теперь вот думаю: если бы тогда у нас в
колхозах было подлинное самоуправление да к тому же по польскому образцу, попробовал бы партийный работник
районного (считай, повятовского) масштаба чинить разносы руководителям колхоза (считай, гмины), что и когда им сеять. Чувствуете абсурдность?! А ведь у нас в Казахстане, в особенности на селе, мало что изменилось с советских времен!

Евгений ХОН, научный сотрудник отдела экономических исследований КИСИ при президенте РК:
- На мой взгляд, опыт польского локального самоуправления не совсем подходит для Казахстана. За исключением трехуровневой системы административного деления дальнейшие сходства между нашими республиками отсутствуют. Самой главной проблемой, имеющей именно для нашей страны особое значение и решение которой не предусматривается в польской системе, является отсутствие системы стимулов для местного управленческого состава проводить качественную и эффективную работу. В частности, это связано с тем, что, согласно действующему законодательству РК, ни одна должность акима, как на областном, так и на сельском уровне, не является выборной. На данный момент принятая Концепция развития местного самоуправления в РК предусматривает введение выборности сельских акимов до конца 2013 года. Однако следует отметить, что проблема решается не полностью, так как выбирать будут депутаты маслихатов, а
не население, что опять ставит акимов в зависимость от небольшой группы лиц, нежели делает их подотчетными жителям вверенных им районов.

Из этого следует, что акимы с целью дальнейших перевыборов часто будут заинтересованы в поиске решений, в первую очередь, выгодных для депутатов маслихата, которые не всегда в полной мере представляют интересы рядовых граждан. Связано это, прежде всего с тем, что на сегодняшний день отсутствует постоянное взаимодействие между депутатами и гражданами — зачастую жители сел и городов единственный раз видят своих кандидатов в маслихаты только в период предвыборной кампании. Так как Концепция предполагает два этапа, выборность акимов депутатами маслихатов на первом этапе может быть подготовительной ступенью, во время которой следует развивать гражданскую сознательность и стимулировать участие населения в общественной жизни. Однако в дальнейшем, учитывая, что на данный момент второй этап не предусматривает никаких конкретных действий, целесообразно рассмотреть вариант выборов акимов методом прямого, тайного голосования избирателями.

Формирование качественной системы местного самоуправления должно осуществляться как сверху вниз, так и снизу вверх. Однако первоочередная ответственность лежит на государстве, так как именно оно обладает полномочиями создавать определенные рамки и стимулы, побуждающие людей действовать определенным образом. На данный момент, одним из главных сдерживающих факторов активного вовлечения населения в решение проблем, затрагивающих их собственный аул или район, является то, что люди не верят и не имеют возможности повлиять на управленческие решения.
В принятой Концепции на первом этапе предусматривается создание и развитие механизмов активного вовлечения населения, в частности, за маслихатами городов закреплено право создания общественных структур для взаимодействия акима города с населением, а также осуществления общественного контроля над бюджетом. Однако в действительности, следует отметить, что у местных управленцев по-прежнему отсутствует мотив вовлекать население в надзорный процесс
по причине рекомендательного, а не обязательного в исполнении характера предложенной меры.

Талгат МУСАБЕКОВ, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ):
- Механическое копирование польской модели в РК вряд ли принесет какой-либо действенный результат. Система самоуправления в Польше является результатом многовекового эндемичного уклада жизни, развития общественных цен-
ностей. Однако отдельные элементы, в частности, система контрольно-ревизионного надзора или финансовая система,
в силу своего строгого регламента имеют универсальный характер. И эти элементы, на мой взгляд, можно в полной
мере адаптировать к казахстанской реальности.

Полагаю, что система самоуправления в РК должна в полной мере учитывать специфику каждого казахстанского региона в отдельности. Уверен, что система самоуправления в РК не может быть универсальной и должна разрабатываться избирательно для каждого региона в отдельности. Социальные срезы в городских кварталах Павлодара и сельских районах Мангистау не могут быть идентичными. Они опираются на совершенно разные модели поведения, разные общественные ценности. По-разному может восприниматься и понятие гражданской ответственности. Поэтому полагаю, что необходимо
в полной мере учитывать региональные и социальные особенности и, по всей видимости, абсолютно необходимо опираться на общественное мнение при разработке концептуальных документов системы.

На начальных этапах реформы все будет зависеть от политической воли и компетентности центральной власти. По мере развития ситуации центральная власть должна будет соблюдать тонкий баланс между полномочиями и компетенциями всех уровней управления. Для этого будет необходимо сохранять определенные централизованные рычаги влияния. Однако в дальнейшем, конечно, инициатива должна полностью перейти к гражданам РК, поскольку именно они являются главными бенефициарами системы.

Я рассматриваю реформу местного самоуправления как уникальный и интереснейший вызов для казахстанского общества. Уверен, что по мере ее развития граждане РК будут открывать для себя новые возможности и новый уровень ответственности за окружающие их процессы. Однако, учитывая все существующие политические, социальные и экономические факторы, полагаю, что это будет процесс гораздо более долгий, нежели это предполагается Концепцией.

Tags : № 19 (366)
Комментарии
ВКонтакте
FaceBook

Похожие статьи

06.09.2013 - 17:15

06.09.2013 - 17:13


Последние новости

  • 13.09.2013

  • 13.09.2013

  • 13.09.2013

  • 13.09.2013

Свежий номер

№33 (380) - 13 сентября 2013 г.
Скачать PDF

Подпишитесь на рассылку

Просмотров: 166 | Добавил: fidthey | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz